Феноменальность «енисейского меридиана» старообрядчества обсудили в Тувинском государственном университете на международном «круглом» столе

01 июня 2020

Тувинским государственным университетом с успехом проведено очередное научное событие международного уровня – «круглый» стол на тему: «Енисейский меридиан» старообрядчества. Исследовательские практики и методологический поиск». В оживленной научной дискуссии приняли активное участие преподаватели, студенты, магистранты и аспиранты Тувинского государственного университета, Иркутского государственного университета, Сибирского федерального университета, Московского государственного университета, Одесского национального университета, университета Тарту, других образовательных  учреждений  Кызыла, Кемерово, Енисейска. Программа «круглого» стола привлекла внимание известных ученых, научных сотрудников Института этнологии и антропологии им. Н.Миклухо-Маклая, Института истории СО РАН, Института монголоведения, буддологии и тибетологии, Института староверия Латвии, Музея истории и культуры старообрядчества, Японского общества исследователей старообрядчества, ТИГПИ при Правительстве Республики Тыва, Центра развития тувинской традиционной культуры и ремесел, Тувинского научного центра. Стоит отметить, что в обсуждении вопросов, поднятых докладчиками, активно участвовали представители органов исполнительной власти, а именно Агентства по делам национальностей Республики Тыва и Управления общественных связей губернатора Красноярского края, а также духовенства – Русской православной церкви и Русской православной старообрядческой церкви. Ректор ТувГУ, доктор философских наук, профессор Ольга Хомушку отметила в своем приветственном слове, что режим онлайн стал привычным для научного сообщества ТувГУ и подчеркнула, что «рада видеть коллег, которые приезжали к нам Туву раньше. Надеемся, что и дальнейшее сотрудничество будет плодотворным». Ректор особо обратила внимание участников, что, и состоявшиеся на днях в ТувГУ знаменитые традиционные «Фейнмановские чтения», и данный круглый стол, посвященный старообрядчеству, являются лучшим подтверждением отсутствия для науки и образования каких бы то ни было границ и ведущей роли ТувГУ в организации интересных и значимых научных площадок для ученых всего мира. «Тема, выбранная для обсуждения, является, на мой взгляд, актуальной. Как в контексте сохранения традиционных культур народов России, так и в контексте осмысления влияния современных процессов на традиционные ценности. Желаю всем удачи и интересного обсуждения», - подытожила Ольга Матпаевна. Выступление Александра Пригарина, признанного в мировом сообществе ученого, доктора исторических наук, профессора Одесского национального университета им. И.И. Мечникова, открыло научную программу «круглого» стола и предопределило дальнейшее обсуждение образа жизни и конфессиональных традиций преимущественно старообрядческого согласия часовенных, находящихся сегодня на острие историографической мысли. По мнению Александра Пригарина, более углубленное изучение традиции часовенных, возможно, даст понимание дальнейшего развития человеческой цивилизации. «Часовенные - это самые последовательные толкователи «последних времен», сохранившие «большую» эсхатологию. И это дает нам – исследователям – надежду на научные открытия и успешное продолжение исследований», - отметил ученый. Профессор Иркутского государственного университета, известный российский ученый, д.и.н. Александр Костров и ведущий научный сотрудник Тувинского института гуманитарных и прикладных социально-экономических исследований при Правительстве Республики Тыва, к.ф.н. Маргарита Татаринцева в своих выступлениях остановились на механизмах сохранения конфессиональных традиций тувинского заповедника старой веры, являющегося опорной точкой сохранения старообрядчества в Сибири как такового. В частности, Александр Валерьевич отметил важность наличия у часовенных такого религиозного института как соборность, детерминировав его как институт адаптации новаций и внешних влияний. В качестве перспективного методологического инструментария ученый выделил визуальную антропологию, посредством которой возможно более детальное изучение старообрядчества как развивающейся традиции. Известнейшая исследовательница тувинского староверия, заложившая основы его изучения в междисциплинарном дискурсе, автор многочисленных публикаций по истории и культуре тувинского старообрядчества Маргарита Татаринцева продолжила размышления иркутского коллеги. Она выразила общее для всех участников мероприятия удовлетворение тем, что к изучению тувинского старообрядчества подключились лучшие исследователи современности, появилось множество интереснейших публикаций. «Староверы пережили трудные времена. Крепки прежние устои, твердость в вере – все это неизменно привлекает. Исследовательский ракурс и общественное отношение от негативно окрашенного сменились на искренний интерес», - с удовлетворением подчеркнула Маргарита Петровна. Кроме того, «внимание к материальной и духовной культуре староверов даст возможность не потерять уважения к этой конфессиональной группе, проникнуться ее настроениями. Надо все сделать, чтобы лучшие качества старообрядческой культуры были сохранены», - отметила ученый. Об уникальном случае в своей многолетней исследовательской практике рассказала в своем выступлении д.и.н., доцент, ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, известная исследовательница  Светлана Бураева. В ходе полевой работы она впервые именно в Туве столкнулась с произведениями современной местной печати, а именно староверов часовенного согласия верховьев Малого Енисея. «Это счастье исследователя», - отметила Светлана Валерьевна, пожелавшая подобных успехов всем коллегам. Заведующая межкафедральной археографической лабораторией исторического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова, старший научный сотрудник Архива РАН Наталья Литвина подчеркнула, что ее первое знакомство с Тувой в 2018 году было кратким, но обнадеживающим в плане дальнейших исследований. Свое сообщение она посвятила особенностям взаимодействия исследователя и «поля», собственно исследовательским практикам. Наталья Викторовна поделилась личным многолетним опытом полевой работы в Горной Шории, Верхокамье, на Дальнем Востоке и, собственно, в Туве, подчеркнув, что «ученый, хоть и «никониан», всегда находит для себя духовную пользу от нахождения в старообрядческой среде». В этой связи значимым и перспективным обстоятельством для себя, как для исследователя, она выделила состояние диалога с «полем», когда возникает «надежда на то, что ты для староверов становишься своим человеком». Данила Рыговский, докторант университета Тарту, неоднократно бывавший в старообрядческих общинах всего «енисейского меридиана», рассказал об особенностях образа жизни староверов, проживающих в штате Орегон (США), трансформации границ их конфессиональной группы. Проводя параллели в образе жизни староверов Орегона и Сибири, он отметил, что «первоначально староверы в Орегоне занялись хозяйственной деятельностью, заняли свою нишу, имея возможность не смешиваться с окружающим миром, сохраняя свои конфессиональные границы». Наблюдения молодого ученого за конфессиональной жизнью американских староверов, практически всех согласий заставили его высказать предположение об ослаблении строгости в соблюдении их конфессиональных границ. На проблемах изучения памятников иконописи и медного литья у часовенных староверов верховьев Малого Енисея в своем выступлении остановился Михаил Чернов, сотрудник Музея истории и культуры старообрядчества, член российской Ассоциации искусствоведов, также неоднократно бывавший в поселениях тувинских староверов, в свое время один из инициаторов создания данного международного исследовательского коллектива. Дав подробную характеристику иконному наследию тувинских часовенных староверов, Михаил Алексеевич указал на повсеместное распространение икон беспоповского поморского происхождения и преобладание уральского и московского литья. Еще одним важным выводом исследователя стала фиксация Распятий практически везде поповского литья - «с голубками», что указывает на беглопоповское прошлое часовенных в целом. Завершила научную программу «круглого» стола к.и.н., доцент Тувинского госуниверситета Алена Стороженко, которая поблагодарила всех его участников и, прежде всего, своих соратников по полевым исследованиям. Она подметила, что «экспедиции – это дело непростое, дело деликатное». Исследовательница подчеркнула, что «старообрядчество «енисейского меридиана» – это уникальное конфессиональное пространство, оно динамичное и до сих пор развивается. Религиозная жизнь жива, она приобретает новые формы и, я надеюсь, что ниточка веры не прервется, что дает надежду на многолетние исследования». В интереснейших прениях приняли участие о. Владимир – священник белокриницкого прихода г. Кызыла, Елена Нельзина – консультант отдела Управления общественных связей губернатора Красноярского края, Ольга Ровнова – известный исследователь, к.ф.н., старший научный сотрудник Института русского языка РАН, Ульяна Бичелдей – доктор религиоведения, руководитель группы религиоведения ТИГПИ, господин Сакамото – председатель японского общества исследований старообрядчества и Цукада Цутому - исследователь старообрядчества из Японии. Выступление последнего участника вызвало много вопросов, в ходе обсуждения которых было отмечено, что межкультурное взаимодействие тувинцев как носителей буддийской религии и староверов требует особого изучения и является перспективным научным направлением. Александр Костров, подводя итоги «круглого» стола, отметил, что исследования старообрядчества, в том числе компаративные, необходимо продолжать. Он также выразил благодарность организаторам за высокий уровень организации и проведения подобных научных мероприятий и ту всемерную поддержку, которая оказывается ученым, обозначив Тувинский государственный университет как мощную платформу для современных междисциплинарных научных исследований.

Фото из открытых источников.