Обычная версия
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: A A A
Тувинский государственный университет

ФГБОУ ВО "Тувинский государственный университет"

667000 Российская Федерация, Республика Тыва, г. Кызыл, ул. Ленина, д.36.

Тел/факс: 8(39422) 2-19-69; e-mail: tgu@tuvsu.ru

  • Мы в соц. сетях:

  • в контакте
  • facebook 
  • twitter 
  • rss 
  • youtube

Виртуальный музей: Центральная Азия: вчера, сегодня, завтра

Аннотация виртуального музея «Центральная Азия: вчера, сегодня, завтра»

 

         Вещественные экспонаты рассказывают о материальной культуре тувинского народа. Представлен интерьер юрты. Это особый и своеобразный вид жилища за время своего возникновения и бытования стала неотъемлемой частью жизни и хозяйственной деятельности тувинцев.

Войлочная юрта была разборной и состояла из определённого количества стандартных деревянных частей, образующих её каркас, а также кусков войлока. Размер юрты определялся количеством хана (решетчатых звеньев), а высота - степенью их растяжки. Юрта из 4-х хана является самой маленькой,  и  имела от 48 до 64 ынаа, а из  10-и, 12-и хана самая большая. Наиболее распространенной была юрта из 6-8 хана.

Отдельные части жилого пространства юрты тувинцев предназначались как для определенных видов утвари, так и для соответствующего традициям размещения частей, членов семьи и имеют свои специфические названия.

Посередине юрты находится железный таган. Очаг был особо почитаемым местом пространства.Напротив входа находилась почетная часть жилища – дор, где стояли 2-4 деревянных парных сундука – аптара, но число их могло доходить до 8 штук. Рядом с ними стояли – шургуулда, а поверх – шкатулки (хааржак). В аптара хранили праздничную одежду, ценное домашнее имущество, в шургуулде – мелкие ценности, деньги. Средней части дора иногда стояли низенькие квадратные или овальные столики (ширээ), высота которых достигала 20-25 см. с четырьмя или восемью ножками. Здесь устанавливались буддийские культовые предметы, возлагали жертвоприношения.

Одежда подразделялась в зависимости от времени ее использования на весеннее-летнюю и осеннее-зимнюю. Она разделялась и по назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, спортивная. Социальные различия находили отражение главным образом в качестве материала и ее украшения. Наплечная одежда тувинцев-кочевников была туникообразнной, распашной и носила название тон.  Это независимо от полопринадлежности: будь – мужская или женская одежда. Интересно, что тувинское название тон распространенно в ряде тюркских языков – хакасском, киргизском, казахском, башкирском, туркменском и др. Тон как название одежды знали древние тюрки.  Встречается оно и в тувинском эпосе.

Установлено, что традиционная одежда, сложившиеся веками, прежде всего, была приспособлена кочевому быту тувинцев в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Общее название как верхней, так и нижней одежды в тувинском языке – хеп, используются также собирательные названия хеп-сын для одежды или идик-хеп (одежда и обувь).

Характерной чертой верхней одежды тон были длинные руковачен с обшлагами уштук, закрывавшими кисти рук. Застегивался тон на четыре пуговицы: у воротника, на правом плече (две пуговицы) и сбоку под правым рукавом. Пуговицы из меди или латуни были шаровидные, полыми, с припаянным ушком.

 Одежду тон тувинцы обязательно опоясывали кушаком кур из длинного куска свернутой ткани, без которого нельзя было появится на людях.  Здесь необходимо отметить, что покрой верхней одежды тон  у тувинцев был одинаков по полопринадлежности: будь она мужская или женская одежда.

Из головных уборов одевались — тюбетейкообразный "довурзак", островерхая шапка с лентами "маактыг борт".

Раздел посвящен религии тувинцев.  Своеобразие тувинского буддизма сложилось в период XVIII-XIX вв., когда он был признан государственной религией наряду с шаманизмом. Свидетельством принятия и распространения  религии стало строительство буддийских монастырей на территории Тувы, причем первые монастыри появляются на территории Южной Тувы – это Кыргызский  и Самагалтайский буддийские монастыри. Они были самыми первыми и самыми крупными монастырями в Туве. 

По мере развития монастырской системы, укрепления ее материальной базы, увеличения размеров хурэ складывается храмовый культ буддизма в Туве. Праздники и обряды буддийских монастырей разнообразны. Один из них Цам – наиболее значительный по яркости и зрелищности. Во время праздников Цам устраивались танцы с масками. Слово «цам» в переводе с тибетского означает «танец». Цам – это грозная мистерия торжества над еретиками, парад божеств, сошедших на землю, который устраивался «в знак того, чтобы явив врагам веры и добродетели ясное присутствие на земле божества, отвратить всех этих злонамеренных существ от последователей веры Будды».  Цам устраивался в середине лета в самом крупном монастыре. Это был самый популярный религиозный праздник.Центрами культуры, светского общения были крупные монастыри. В дни религиозных праздников и культовых обрядов собиралось большое количество народа.

             Шаманство – одна из ранних форм религий, основанное на вере, что каждая вещь имеет своего духа, двойника.Шаман отличается от них, что он священнодействует с помощью духов, более того, его избирают сами духи.

Основное украшение головного убора перья орла, пришитых изнутри вдоль верхнего края околыша. Перья прикреплялись оперением вверх, стержень каждого из них предварительно обертывался мягкой тканью.К кончикам прикрепляли ыдык из лоскутов ткани белого и красного цвета. По бокам головного убора крепились две ленты из красной ткани (маак).

Бубен (дунгур) имели право носить только «сильные» шаманы.  Материалом для изготовления обечайки бубна служила лиственница. Перед рубкой проводили возле корня дерева обряд кормления духа – хозяина леса, зажигали курильницу. Срубив дерево и сняв кору, вырезали пластину; после тщательной обработки концы ее скрепляли тонким кожаным ремнем, затем сушили на солнце, реже – на огне. А Западной Туве для обтягивания бубна использовали сыромять из шкуры горного козла, маралухи или косули с которой снимали шерсть и затем окрашивали раствором киновари. Кожа дунгурнуналгызы покрывала только наружную сторону обода, с другой стороны полость его оставалась свободной. Здесь помещались рукоять с перекладиной и подвески. Материалы, из которых делали бубен в разных районах Тувы, могли быть разными, но символика его составных частей оставалась постоянной.

Остов колотушки (орба) шаманы восточных районов Тувы делали из рога лося и только в редких случаях из дерева.  На остальной территории Тувы колотушки делали, как правило, из корня сосны или можжевельник, иногда из корня кедра или наплыва на его стволе. Орбанынарны – ударная сторона колотушки обтягивалась шкурой медведя или горного козла. Орбанын арты (обратная сторона) дополнялась четырьмя звенящими кольцами и украшалась орнаментом. В отверстие рукояти (орбанынтудазы) продевали полоску белой ткани и завязывали на ней петлю (илдирге), которую надевали на палец или на руку. Шаманы использовали колотушку двояко: били ею в бубен и гадали по ней о судьбе человека.

Древние традиции защиты скота со стороны рода и племени сохранялись у тувинцев в обычае нанесения на скот родовых тамг и меток. На лошадях, а изредка также на волах, используемых для верховой езды, железными клеймами выжигали тамги (тангма), которые служили указанием принадлежности животного семьям, входящим в тот или иной род.

В экспозиции представлена материальная культура восточных тувинцев - тоджинцев. Восточные тувинцы – это охотники-оленеводы, живущие в горно-таежной зоне Восточной Тувы. В настоящее время это территория одного из самых крупных административных районов – Тоджинского района. Историческое название земли Тоджа. Несмотря на свои огромные размеры, он является одним из наименее населенных: на территории площадью около 40 тыс. кв. км в шести населенных пунктах проживает менее 7 тысяч человек.  Современные тоджинцы сохранили традиционные виды природопользования: оленеводство, скотоводство, рыболовство, охотничий промысел.

В основе их хозяйственной деятельности лежали круглогодичный охотничий промысел на мясных животных, главным образом копытных, и сезонный – на пушных, а также кочевое скотоводство с круглогодичными «вертикальными» перекочевками. Оленеводство было вьючно-верховое, с доением, а при крайней необходимости, в тяжелых условиях – и с забоем домашних оленей на мясо. Очень важную роль играло сезонное собирательство, а также спорадическое рыболовство. Жилищем служил чум, который летом крыли выделанной берестой, а в холодное время года обработанными шкурами копытных. Одежду шили главным образом из шкур диких животных».

Музейные этнографические коллекции имеют огромную информацию о традиционной культуре тувинских оленеводов, которые сохранили ее в первозданном виде до середины XX века.

В университетском музее создана экспозиция «Традиционная культура и быт тоджинских оленеводов». В витрине экспонируются два вида седла: для вьюков – ынгыржак и детское – эримээш. По данным С.И. Вайнштейна, «Вьючное деревянное седло ынгыржак состоит из двух узких досок, скрепленных деревянными луками при помощи ремешков. Передняя лука башкыбажы покрыта резным орнаментом. В верхней части передней луки имелось небольшое возвышение токша в виде ромба. Все части седла скрепляли тонкими кожаными ремешками коък, для продевания которых имелись отверстия ут. Вьючное седло укреплялось при помощи нагрудного ремня хондуруг, подхвостного ремня кудурга и подпруги тыртыг».

Детское седло - эримээш, состоит из двух деревянных досок чаагы, скрепленных крестообразными руками. Предняя лука называлась башкыбажы («передняя голова»), задняя – сонгубажы («задняя голова»). Такие седла применяли для перевозки маленьких детей в колыбели во время перекочевок. На детском седле устраивали колыбель и прочно закрепляли ее кожаным арканом. Интересны сведения о детском седле у В.К. Даржаа: «Ээрмээш – устройство для перевозки верхом на олене. Эта конструкция, состоящая из седла, к которому сверху крепилась колыбель с пологом – своего рода паланкин. Необходимость в отдельном седле-колыбели диктовалась особенностями езды на оленях».

Высота макета чума, находящегося в университетском музее, достигает 1,5 м., диаметр основания - 1,5 м.  Покрытием служит береста. В центре небольшого жилища находится треножник. Представлена почти вся утварь оленеводов, изготовленная из дерева и бересты, а также  парные вьючные сумы, в которых перевозили домашнюю утварь на оленях, кожаные мешки для сыпучих предметов.

Из одежды имеется мужская рубашка, сшитая из хорошо обработанной кожи светлого цвета. Дополнением к ней является кожаный ремень с копытцами косули на его концах. Технология изготовления описана С.И. Вайштейном: «косулью шкуру расстилали на земле и вырезали из нее длинную узкую полоску, включавшую шкуру с передних ног вместе с копытцами. Ремень дважды оборачивали вокруг себя и завязывали, выпустив концы ремня спереди. Сзади за пояс затыкали нож в ножнах, привязанных к поясу ремешками». В комплект одежды входит ровдужнаяобвуь – хашидик. 

У восточных тувинцев преобладали мясные блюда, в основном из мяса диких животных. Важную роль играло собирательство дикорастущих растений, в особенности съедобных луковиц сараны, из которых готовили различные блюда. Поэтому все посуды сделаны из бересты и дерева. Деревянные изделия издавна применялась в быту тувинцев. Для кочевников дерево и береста – доступный материал, отличается простотой в обработке его. К тому же восточные тувинцы живут в таежных лесах. «Большая часть утвари из дерева и бересты изготовлялась в условиях домашнего производства. В каждом тувинском хозяйстве делали деревянные чашки, ступки, корытца, сосуды для молока, покрышки для чума. Во многих хозяйствах имелись столярные инструменты… на изготовление самострелов и стрел и других снарядов охотничьего промысла использовали лиственницу. Тополь применялся для изготовления деревянной посуды, например, чашек, т.к. эта порода дерева легко поддавалась долблению. Корень березы был распространенным материалом для различных поделок».

Back To Top